- ТЕНДЕНЦИЯ
ТЕНДЕ́НЦИЯ и тенденциозность в литературе (позднелат. tendentia направленность, от лат. tendo направляю, стремлюсь), идейно-эмоциональное отношение автора к отображенной действительности, осмысление и оценка (скрытые или непосредственные) проблематики, выраженные через систему образов. В таком понимании Т. часть идеи художественной, ее ценностный аспект; она присуща всякому художественному произведению.
В более употребительном и узком значении Т. (в данном случае некоторые исследователи предпочитают говорить тенденциозность) называют социальное, политическое, нравственно-идеологическое пристрастие, преднамеренность художника, вольно или невольно, но открыто выразившиеся в произведении искусства.
Писатели-реалисты равно отстаивают и объективность в отображении реальности, и образное выражение «идеального», «высшего взгляда» автора; но художественно совершенным признают лишь их слияние, при котором авторская «идея о мире» присутствовала бы «между строк» (Л. Н. Толстой).
По мысли Ф. Энгельса, тенденция в творчестве писателя-реалиста должна « сама по себе вытекать из обстановки и действия, ее не следует особо подчеркивать » (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 36, с. 333). Русские классики, отдавая предпочтение образному раскрытию Т., не боялись, однако, «впадать» в тенденциозность, когда необходимо было выразить наболевшую мысль о животрепещущих проблемах социального бытия («Воскресение» Л. Н. Толстого). Этому принципу остается верным искусство социалистического реализма начиная с его основоположника М. Горького (роман «Мать»).
Открытая Т. и тенденциозность наиболее часто проявляются в жанрах сатиры, гражданской лирики, научной фантастики, аллегории, антиутопии. В советской эстетике понятие Т. конкретизируется в принципе партийности искусства (см. Партийность литературы).
В. А. Калашников, Ю. Б. Смирнов.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.